Вход для организаций
Организации Воронежа
добавить
Объявления
добавить
Работа в Воронеже
добавить вакансию/резюме
Новости компаний

Судебные акты по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка (Юридический кабинет Корпоративной безопасности ЦЕНТР, ООО)


30 июня 2015 21:33

Дело № 3-4/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» марта 2015 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи С.И.В. при секретаре К.М.Ю.
с участием представителя заявителя Кудряшова А.В.
с участием представителя заинтересованного лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области - Мосейко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
у с т а н о в и л:

В настоящем судебном заседании судом приняты в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поступившие письменные уточнения от представителя заявителя по доверенности Кудряшова А.В. заявленных требований в части величины рыночной стоимости и даты, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, согласно которым он просил установить в отношении названного земельного участка кадастровую стоимость равную его рыночной стоимости по состоянию на 23 мая 2011 года в размере <данные изъяты> рубля согласно заключению судебной экспертизы № от 5 марта 2015 года.

В ранее поданных отзывах правительство Воронежской области возражало против удовлетворения исковых требований, указав, что государственная кадастровая оценка земель проведена в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 ,кадастровая оценка осуществлялась с применением методов массовой и индивидуальной оценки на территории всего субъекта РФ и оснований для изменения кадастровой стоимости не имеется; орган кадастрового учета ссылался на отсутствие нарушений прав заявителя действиями названного заинтересованного лица (т. 1, л.д. 52-55, 195-200).

Определяя заинтересованность заявителя в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, суд учитывает, что в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является арендная плата, для целей определения которой устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением № 1108.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции от 21 июля 2014 года) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие арендную плату, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Таким образом, требование подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Федерального закона № 135-ФЗ, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Анализ положений главы III.I Федерального закона № 135-ФЗ, пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года, пунктом 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, в их системной связи, позволяет сделать вывод, что действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов гражданского дела, заявителю на основании договора купли-продажи от 3 октября 2014 года и свидетельства о государственной регистрации от 15 октября 2014 года принадлежит на праве собственности магазин, расположенный по адресу: <адрес>. на основании договора перенайма земельного участка от 31 октября 2014 года по договору аренды земельного участка № от 23 августа 2011 года с письменного согласия администрации Россошанского муниципального района Воронежской области на момент обращения с настоящим заявлением в суд, а в настоящее время на основании дополнительного соглашения № от 16 февраля 2015 года.

Пленум Верховного суда РФ 30 июня 2015 года в постановлении 28 разъяснил порядок оспаривания определения кадастровой стоимости.

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.

Следует иметь в виду, что изменение кадастровой стоимости в период рассмотрения дела в суде апелляционной или кассационной инстанции не является основанием для прекращения производства по делу, прекращения производства по апелляционной или кассационной жалобе (представлению).


просмотров: 901

Все новости этой компании
Другие новости компаний

Copyright © «Воронеж 7», 2010-2024
Контакты Реклама на сайте Правовая информация Карта портала